Введение карантина в значительной степени повлияло на все сферы нашей привычной жизни. Из собственного опыта скажу, что за последние два месяца резко увеличилось количество клиентов, которые подверглись психологическому давлению на работе, изменению условий труда или даже увольнению с работы. Именно поэтому, сегодня хочется подробнее остановиться на теме, которая касается трудовых прав и их нарушений.

Известно, что увольнение во время карантина является незаконным. Предысторией является наличие следующих обстоятельств: объем выполняемых работ и объем предоставления услуг значительно уменьшился, или вообще остановился, доходы уменьшились, налоговая нагрузка на представителей бизнеса, обязанности по уплате арендной платы и заработной платы никто не отменил.

В начале карантина наемные работники, по возможности, использовали свои ежегодные отпуска. Далее, наряду с продолжением мер по недопущению распространения COVID-19, часть работников, которые не работали дистанционно/удаленно, вынуждены были идти в отпуска за собственный счет, поскольку продолжали действовать карантинные ограничения. Многие работники сейчас находятся в вынужденных отпусках и на «голом» окладе.

То есть, карантинные условия повлияли, как на работодателей так и на наемных работников. Кто-то из работодателей, сократив штат на период карантина, при всем желании так и не восстановит того количества работников, что было раньше. Есть работодатели, которые действительно не в состоянии дать людям работу и заработную плату, как это было до карантина. Но есть и такие, что прибегают к психологического давления и склонения к увольнению с работы. Сотрудники не выдерживают и увольняются.

Именно об увольнении во время карантина хотелось бы поговорить. Очень много случаев, когда работники в период карантина под давлением работодателя вынуждены увольняться. Но, если работник не имеет желания увольняться, он не должен писать заявление на увольнение. Кодекс законов о труде Украины не дает права работодателю увольнять работников из-за введения карантина или ограничительных мер. Никаких изменений относительно увольнения работников на период осуществления карантинных мероприятий, направленных на предотвращение распространения коронавируса, не вносилось.

Но часто бывают случаи, когда к работнику намеренно придирается отдел кадров, создают некомфортную психологическую обстановку для работника, находят/создают искусственные псевдопорушення, за которые предусмотрено увольнение. Таким образом, человека заставляют уволиться «по собственному желанию». Так, скажем, добровольно-принудительно. Но такие случаи являются грубым нарушением прав работников. За такие действия предусмотрена ответственность.

К работодателям, которые незаконно увольняют сотрудников из личных мотивов, установлена ответственность:

— штраф в размере от 34 000 до 51 000 грн, или лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет, или исправительные работы на срок до 2 лет (ч. 1 ст. 172 Уголовного кодекса Украины, далее — УКУ).

— штраф в размере от 51 000 до 85 000 грн, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 5 лет, или исправительными работами на срок до 2 лет, или арестом на срок до 6 месяцев – за те же повторные действия или действия в отношении несовершеннолетнего, беременной женщины, одинокого отца, матери или лица, которое их заменяет и воспитывает ребенка в возрасте до 14 лет или ребенка с инвалидностью (ч. 2 ст. 172 УКУ).

Также, к работодателю могут быть применены нормы ст. 173 УК: нарушение соглашения о труде служебным лицом предприятия, учреждения, организации независимо от формы собственности путем обмана или злоупотребления доверием или принуждением наказывается штрафом в размере до 50 ннм (до 850 грн), или лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 5 лет, или арестом на срок до 6 месяцев, или ограничением свободы на срок до 2 лет.

Для защиты прав работающих существует определенный алгоритм действий, который обезопасит их от произвола недобросовестных работодателей. Главным органом, который осуществляет защиту прав работников является Гоструда, как центральный орган и его региональные отделения. Инспекционные посещения Гоструда на период карантина запрещены. Но это не означает, что Гоструда не работает и не осуществляет своих полномочий и обязанностей.

На основании части первой статьи 1 «Закона об обращении граждан» граждане Украины имеют право обратиться в органы государственной власти, местного самоуправления, объединений граждан, предприятий, учреждений, организаций независимо от форм собственности, средств массовой информации, должностных лиц в соответствии с их функциональным обязанностям с замечаниями, жалобами и предложениями, касающимися их уставной деятельности, заявлением или ходатайством относительно реализации своих социально-экономических, политических и личных прав и законных интересов и жалобой об их нарушении. Под обращениями граждан следует понимать изложенные в письменной или устной форме предложения (замечания), заявления (ходатайства) и жалобы.

Обращение может быть индивидуальным или коллективным, устным или письменным.

Конечно, устное обращение во время карантина – не возможно.

Письменное обращение направляется по почте или передается гражданином в соответствующий орган, учреждение лично или через уполномоченное им лицо, полномочия которого оформлены в соответствии с законодательством.Письменное обращение также может быть направлено с использованием сети Интернет, средств электронной связи (электронная обращения).

В обращении должны быть указаны фамилия, имя, отчество, место жительства гражданина, изложена суть затронутого вопроса, замечания, предложения, заявления или жалобы, просьбы или требования. Письменное обращение должно быть подписано заявителем (заявителями) с указанием даты. В электронном обращении также должно быть указано электронной почты, на который заявителю может быть направлено ответ, или сведения о других средствах связи с ним. Применение электронной цифровой подписи при отправке электронного обращения не требуется.

Обращение, оформленное без соблюдения указанных требований, возвращается заявителю с соответствующими разъяснениями не позднее чем через десять дней со дня его поступления.

Обращения рассматриваются и решаются в срок не более одного месяца со дня их поступления, а те, которые не требуют дополнительного изучения, — безотлагательно, но не позднее пятнадцати дней со дня их получения. Общий срок решения вопросов, затронутых в обращении, не может превышать сорока пяти дней.

Заявление подается в произвольной форме, но должно содержать основную информацию о заявителе, лице, которому адресуется, вид обращения, суть вопроса, просьбы / предложения, приложения, дата, подпись.

Желаю нам всем достойно пройти испытания карантином и остаться людьми в такой нелегкий период.