Верховной Радой Украины были приняты изменения к части второй статьи 14-1 Закона Украины «О торгово-промышленных палатах в Украине», которыми отнесено карантин к форс-мажорным обстоятельствам.

Согласно части 2 ст. 141 Закона «О торгово-промышленных палатах в Украине», форс-мажорными обстоятельствами (обстоятельствами непреодолимой силы) являются чрезвычайные и неотвратимые обстоятельства, которые объективно делают невозможным исполнение обязательств, предусмотренных условиями договора (контракта, соглашения и т. п), обязанностей согласно законодательным и другими нормативными актами.

Часть 2 ст. 218 ГК определяет, что в случае, если иное не предусмотрено законом или договором, субъект хозяйствования за нарушение хозяйственного обязательства несет хозяйственно-правовую ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение обязательства оказалось невозможным вследствие действия непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и неотвратимых обстоятельств при данных условиях осуществления хозяйственной деятельности.

Согласно ч. 1 ст. 617 Гражданского кодекса, лицо, нарушившее обязательство, освобождается от ответственности за нарушение обязательства, если она докажет, что это нарушение произошло вследствие случая или непреодолимой силы.

То есть, исходя из положений Гражданского и Хозяйственного кодексов очевидно, что сторона, подвергшаяся воздействию форс-мажора освобождается от ответственности за неисполнение и/или ненадлежащее исполнение своих обязательств. Но, само по себе объявление карантина не освобождает от ответственности автоматически.

Принятый 17.03.2020 г. Закон Украины «О внесении изменений к некоторых законодательных актов Украины, направленных на предотвращение возникновения и распространения коронавирусной болезни (Covid-19)» (Закон от 17.03.2020 № 530-IX) ввел ряд ограничительных мер, связанных с распространением коронавирусной болезни (COVID-19), и правовых норм, направленных на защиту прав физических и юридических лиц во время карантина, а именно:

возможность работы дома для работников, госслужащих и служащих органов местного самоуправления, предоставления по их согласию отпуска;

предоставление права руководителям менять режимы работы органов, учреждений, предприятий, учреждений, организаций, в частности, по приему и обслуживанию физических и юридических лиц с обязательным информированием населения об этом через веб-сайты и другие коммуникационные средства;

запрет на привлечение к административной ответственности иностранцев и лиц без гражданства, которые не смогли выехать за пределы Украины или не смогли обратиться к территориальных органов/подразделений Государственной миграционной службы с заявлением о продлении срока пребывания на территории Украины, в связи с введением карантинных мероприятий;

отнесение юридического факта введения карантина к форс-мажорным обстоятельствам;

продление сроков получения и предоставления административных и других услуг;

ряд мероприятий, направленных на защиту прав и интересов внутренне перемещенных лиц, недопущения прекращения предоставления жилищных субсидий, регистрации безработных и тому подобное;

запрет на проведение органами государственного надзора (контроля) плановых мероприятий по осуществлению государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности.

Много предпринимателей сейчас находятся в ситуации, когда они не в состоянии выполнить вообще, или выполнить надлежащим образом свои обязанности, например, по уплате арендной платы за пользование помещением, офисом, складом и прочее. Возможность выполнения арендаторами своих обязанностей по оплате аренды напрямую зависит от получения ими доходов от осуществления предпринимательской деятельности. Обязательным условием для доказательства влияния карантина на деятельность субъекта предпринимательской деятельности, является невозможность получения дохода другим способом. То есть, доказательства причинно-следственной связи между введением ограничительных мер и отсутствием получения доходов.

Соответственно, для доказательства наличия форс-мажора, нужно не просто осложнение финансовой ситуации на предприятии, которые произошли, через определенные ограничения (в данном случае карантин), а именно невозможность выполнить договор. Само обстоятельство отсутствия средств на арендную плату не предусмотрено законодательством, как форс-мажор.

Закрытие заведений общественного питания, магазинов розничной торговли могут быть основанием для фиксирования форс-мажорного обстоятельства, например по договорам аренды помещений, если у предприятия отсутствуют другие возможности получения доходов для выполнения своих обязанностей, в частности, для расчета по аренде.

Торгово-промышленная палата может рассматривать заявления засвидетельствование форс-мажорных обстоятельств в случае невозможности пользования помещениями в связи с введенными на уровне государственной власти ограничениями или запретами для субъектов хозяйствования в соответствующих сферах.

Примеры, когда предприниматель не будет нести ответственности за введения карантина:

1) ФЛП работает, как частное дошкольное учебное заведение. Осуществляет предпринимательскую деятельность в арендованном помещении (в соответствии с требованиями действующего законодательства и при наличии необходимой лицензии). При введении карантина предприниматель обязан прекратить ведение предпринимательской деятельности для избежания распространения заболевания. Другой возможности получения доходов за выполнение своей деятельности – не имеет. При наличии в договоре аренды условия о таких форс-мажорных обстоятельствах, ФЛП не будет нести ответственности за невыполнение условий договора.

2) Предпринимателем было заблаговременно запланировано индивидуальное пассажирское перевозки группы из 10-ти или более человек. Из-за объявления карантина, как ограничительного мероприятия, выполнение обязательства становится невозможным. Также, невозможно его исполнение в любой другой способ. Поэтому, при наличии в договоре условия о таких форс-мажорных обстоятельствах, перевозчик не будет нести ответственности за невыполнение условий договора.

Как именно можно подтвердить/доказать, что карантин стал форс-мажором, из-за которого предприниматель не может выполнить свои обязанности арендатора по договору аренды?

Необходимо обратиться с заявлением в ТПП (Торгово-промышленную палату) для получения сертификата. Форма заявления является утвержденной. К ней прилагаются документы, согласно перечню, указанным в самом заявлении.

Кстати, суды отказывают в удовлетворении исков к ТПП об обжаловании отказа в выдаче сертификата, отмечая, что выдача сертификата ТПП является дискреционным полномочием палаты, в которую суд вмешиваться не имеет права.

Возможно ли без получения сертификата о форс-мажоре урегулировать вопрос об освобождении от ответственности?

Да, возможно — в случае, если сторонами будут внесены изменения в договора добровольно/по согласию.Применение процедуры урегулирования отношений сторон договора путем заключения дополнений к договору (о переносе сроков обязательств), автоматически устранит нарушение сроков выполнения договорных обязательства и не потребует удостоверение форс-мажорных обстоятельств ТПП Украины или уполномоченным им региональной ТПП.

Также, это возможно в случае предсказания освобождения от ответственности или не начисления штрафных санкций в соответствующих нормативно-правовых актах, можно считать нормой прямого действия.

Итак, законодатель предусмотрел возможность временного невыполнения или неполного выполнения предпринимателями обязанностей по оплате аренды в случае форс-мажора.

Но мы отметим, что очень важно в такой период, иметь желание идти друг другу навстречу и договариваться.