Принятый Верховной Радой Закон №2179 “О предотвращении и противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения” от 06.12.2019 г., вступает в силу с 28.04.2020 г.

Данный закон вносит изменения в ряд нормативно-правовых актов национального законодательства. Одним из которых является и Закон Украины «О государственной регистрации юридических лиц, физических лиц–предпринимателей и общественных формирований» (далее – Закон о государственной регистрации). Остановимся подробнее именно на изменениях, касающихся Закона о государственной регистрации.

Основными изменениями, которые Закон №2179 внес в Закон “О государственной регистрации”, является следующее:

Статью 17 Закона “О государственной регистрации” дополнить новыми нормами, которые обязывают заявителя для проведения определенных регистрационных действий предоставлять государственному регистратору такие документы для установления сведений о конечных бенефициарных владельцев (далее – КБВ):

– структура собственности по форме и содержанию, определенным в соответствии с законодательством;

– выдержка, выписка или иной документ из торгового, банковского, судебного реестра и тому подобное, что подтверждает регистрацию юридического лица–нерезидента в стране его местонахождения, в случае, если учредителем юридического лица является юридическое лицо – нерезидент;

– нотариально засвидетельствованная копия документа, удостоверяющего личность, которая является КБВ юридического лица;

То есть, при проведении государственной регистрации : *юридических лиц, *включении сведений о юридическом лице, зарегистрированном до 1 июля 2004 года, *изменениях в сведения о юридическом лице, содержащиеся в Едином государственном реестре, в том числе изменений в учредительные документы юридического лица, *изменениях в сведения о размере уставного капитала, размеров долей в уставном капитале или состав участников общества с ограниченной ответственностью, общества с дополнительной ответственностью, *при переходе юридического лица частного права на деятельность на основании модельного устава, *при переходе юридического лица с модельного устава, на деятельность на основании собственного учредительного документа, *в случае создания обособленного подразделения юридического лица, *при проведении изменений в сведения об обособленном подразделении юридического лица *в случае прекращения отделенного подраздела юридического лица – заявитель должен подтверждать/показывать структуру собственности по форме и содержанию, определенным в соответствии с законодательством (согласно Закону № 361-IX от 06.12.2019).

Структура собственности – это документально подтвержденная система взаимоотношений физических и юридических лиц, трастов, других подобных правовых образований, что дает возможность установить всех конечных бенефициарных владельцев, в том числе отношения контроля между ними, или отсутствие конечных бенефициарных владельцев/выгодоприобретателей.

Также замечу, что юридические лица обязаны поддерживать информацию о КБВ и структуру собственности в актуальном состоянии, обновлять ее и сообщать государственному регистратору об изменениях в течение 30 рабочих дней со дня их возникновения, и подавать государственному регистратору документы, подтверждающие такие изменения.

Если же изменений в структуре и в сведениях о КБВ не происходило – то юридические лица должны уведомить государственного регистратора об их отсутствии, во время проведения любых изменений в сведения о юридическом лице.

Что касается обязанности представления информации о КБВ – юридические лица, зарегистрированные до вступления в силу настоящего Закона, подают государственному регистратору информацию о КБВ в течение 3-х месяцев со дня вступления в силу нормативно-правовым актом, которым будет утверждена форма и содержание структуры собственности. То есть, отсчет трехмесячного срока начинается с даты выдачи приказа Минфина.

Следует отметить, что по состоянию на сегодня – форма и содержание структуры собственности Министерством финансов еще не утверждены. Поэтому, пока что, до дня вступления в силу приказа Минфина, представление документов для установления сведений о КБВ юридического лица для проведения регистрационных действий не требуется.

Минюст дополнительно проинформирует о принятии Минфином соответствующего приказа.

Как вывод, с 28.04.2020 до момента опубликования приказа Минфина об утверждении формы и содержания структуры собственности юридического лица и вступления в силу, проведение регистрационных действий будут происходить в том же порядке, что и раньше.

После вступления в силу приказа Минфина юридические лица должны будут ежегодно, в течение 14 календарных дней, начиная со следующего года с даты государственной регистрации, подавать государственному регистратору вышеуказанный пакет документов и соответствующее заявление для подтверждения сведений о бенефициарах.Также вводится обязанность государственного регистратора (который будет проводить регистрационное действие) во время ее проведения в отношении юридического лица (кроме государственной регистрации прекращения) и в случае представления таким юридическим лицом сведений о лице, является конечным бенефициарным владельцем юридического лица, осуществлять проверку сведений о такой лица, используя сведения из государственного реестра актов гражданского состояния граждан, Единого государственного демографического реестра, государственного реестра физических лиц — плательщиков налогов, Единой информационной си темы Министерства внутренних дел Украины по розыску лиц, пропавших без вести, и похищенных (утраченных) документов по обращениям граждан. Сведения, которые будут находиться в данных реестрах, будут храниться в регистрационном деле. В случае выявления несоответствия между поданной информацией и той, что содержится в государственных реестрах и других информационных системах в проведении регистрационного действия будет отказано.

Также, Закон №2179 вносит изменения в Кодекс Украины об административных правонарушениях. Устанавливается ответственность за непредоставление или несвоевременное предоставление государственному регистратору информации о конечном бенефициарном владельце или о его отсутствии. Предусмотрены штрафы в размере от 17 000 до 51 000 гривен.