06.12.2019 Верховной Радой был принят Закон о предотвращении и противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения.

Пройдя все процедуры, предусмотренные Регламентом ВЕРХОВНОЙ рады, Закон был подписан Президентом 27.12.2019 г. Как указано в Переходных положениях — Закон вступает в силу через четыре месяца со дня его опубликования. Соответственно, с 27.04.2020 г. Закон вступает в силу, и с 28.04.202 г. начнут полноценно действовать новые правила, касающиеся операций, которые подлежат финансовому мониторингу.

Что необходимо знать в связи с данными изменениями?

Первое. На сегодня действовал лимит финансовых операций с которых начинается финмониторинг — от 150 тыс. грн. Законом увеличено пороговую сумму до 400 тыс. грн. и уменьшено количество показателей для обязательной отчетности о финансовых операциях.

Финансовые операции подлежат финмониторингу при наличии хотя бы одного из следующих оснований: 1) операции на сумму более 400 тыс. грн. (сейчас 150 тыс. грн.); 2) операции, связанные с наличными (внесение, перевод, получение денежных средств); 3) операции, связанные переводом денежных средств за границу (в том числе, государств, отнесенных Кабинетом Министров Украины к офшорным зонам); 4) операции, связанные с политически значимыми лицами и клиентами из государств, не выполняющих рекомендации международных, межправительственных организаций, осуществляющих деятельность в антикорупционной сфере.

То есть, если размер транзакций не достигает предела 400 тыс. грн., не связанные с наличными, не связанные с переводом средств за границу, не связанные с политически значимыми лицами и клиентами или банками из государств, которые не выполняют или выполняют ненадлежащим образом рекомендации международных, межправительственных организаций, осуществляющих деятельность в антикоррупционной сфере — то они не будут интересовать Госфинмониторинг и не будут подлежать валютному контролю.

Второе. Также, банки будут обязаны, в соответствии с требованиями законодательства Украины, осуществлять надлежащую проверку клиентов, осуществляющих переводы (в том числе, международные) без открытия счета на сумму, которая равняется или превышает 30000 гривен, или на сумму, эквивалентную указанной сумме, в том числе, в иностранной валюте, банковских металлах, других активах, единицах стоимости, но меньше чем 400000 гривен, или на сумму, эквивалентную указанной сумме, в том числе, в иностранной валюте, банковских металлах, других активах, единицах стоимости.

Все переводы средств в пределах Украины до 30 000 грн. должны сопровождаться как минимум:

1) в отношении плательщика — номером счета/электронного кошелька или уникальным номером электронного платежного средства плательщика (инициатора перевода)/заранее оплаченной карты многоцелевого использования.

2) в отношении получателя — номером счета или уникальным номером электронного платежного средства получателя/заранее оплаченной карты многоцелевого использования, а в случае отсутствия счета/электронного кошелька — уникальным учетным номером финансовой операции.

В случае осуществления переводов, превышающих 30 000 грн, либо осуществление переводов за пределы Украины, такие переводы должны сопровождаться информацией о плательщике (инициаторе перевода) и получателе перевода средств:

1) если физическое лицо — фамилия, имя и отчество; номер счета, с которого списываются средства, а в случае отсутствия счета — уникальный учетный номер финансовой операции;

2) если юридическое лицо — полное наименование, номер счета, с которого списываются средства, а в случае отсутствия счета — уникальный учетный номер финансовой операции.

Третье. Введен, так называемый, риск–ориентированный подход субъектами первичного финансового мониторинга (СПФМ) при проведении надлежащей проверки своих клиентов.

Это выявление, оценка (переоценка) и понимание рисков легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, финансирования терроризма и/или финансирования распространения оружия массового поражения, а также принятия соответствующих мер, обеспечивающих минимизацию таких рисков.

Закон о финансовом мониторинге обязывает СПФМ в своей деятельности применять риск-ориентированный подход, учитывая соответствующие критерии риска:

  • географическим расположением государства регистрации клиента или учреждения, через которую он осуществляет передачу (получение) активов;
  • видом товаров и услуг, которые клиент получает от субъекта первичного финансового мониторинга;
  • способом предоставления (получения) услуг.

Ожидается, что риск-ориентированный подход сможет заменить тотальный контроль за финансовыми операциями, что поможет уменьшить бюрократические процедуры при идентификации и верификации клиента.

Четвертое. Закон вводит инструментарий замораживания активов, совершенствует законодательные аспекты, которые влияют на качество расследования преступлений по отмыванию доходов. Имеется в виду, запрет на осуществление перевода, конвертирования, размещения, движения активов, связанных с терроризмом и его финансированием, распространением оружия массового уничтожения и его финансированием, на основе резолюций Совета Безопасности ООН, решений иностранных государств, суда.

Со вступлением в силу Закона №2179, СПФМ будут обязаны немедленно заморозить активы лиц, которые включены в перечень лиц, связанных с осуществлением террористической деятельности или относительно которых применены международные санкции; лиц, которые осуществляют финансовые операции от имени или по поручению лиц, включенных в перечень лиц и лиц, которыми прямо или косвенно (через других лиц) владеют или конечными бенефициарными владельцами которых являются лица, включенные в перечень лиц. Также СПФМ будут обязаны уведомить Госфинмониторинг и СБУ о таких операциях.

Пятое. Закон вводит обязанность для платежных систем (Android Pay, Apple Pay, UnionPay, PayPal, AVERS №1 и др.) сопровождать денежные переводы информацией о плательщика и получателя перевода; обеспечивать наличие и полноту информации о плательщике и получателе платежа и устанавливать предохранительные меры, направленные на противодействие манипуляциям с деньгами, полученных преступным путем.

Помимо вышеуказанного, Закон значительно повысил размеры штрафов за нарушение законодательства о финансовом мониторинге, как для финансовых учреждений, так и для других СПФМ.

В общем, Законом №2179 внесены изменения в такие нормативно-правовых актов, как Кодекс Украины об административных правонарушениях, Уголовный кодекс Украины, Гражданский кодекс Украины, Уголовный процессуальный кодекс Украины, Кодекс административного судопроизводства, Закон Украины «О службе безопасности Украины», Закон Украины «О Национальном банке Украины», Закон Украины «О банках и банковской деятельности», Закон Украины «О страховании», Закон Украины «О финансовых услугах и государственном регулировании рынков финансовых услуг», Закон Украины «О борьбе с терроризмом», Закон Украины «О доступе к судебных решений», Закон Украины «О ратификации Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции», Закон Украины «О ратификации Конвенции Совета Европы об отмывании, поиске, аресте и конфискации доходов, полученных преступным путем, и о финансировании терроризма», Закон Украины «О системе гарантирования вкладов физических лиц», Закон Украины «Об общественных объединениях», Закон Украины «О депозитарной системе Украины», Закон Украины «О государственной регистрации юридических лиц, физических лиц – предпринимателей и общественных формирований».

Закон №2179 действительно совершенствует законодательство в сфере финансового мониторинга. Однако, его преимущества, недостатки или возможные пробелы, получим возможность оценить лишь после применения норм Закона на практике.