Вопрос банкротства в Украине регулируется законом Украины «О восстановлении платежеспособности должника или признании его банкротом», а также Хозяйственным Кодексом. В данной статье Вы ознакомитесь с процедурой банкротства предприятий в Украине.

Банкротство – это признанная хозяйственным судом неспособность должника восстановить свою платежеспособность с помощью процедур санации и мирового соглашения, а также погасить установленные денежные требования кредиторов не иначе как через применение ликвидационной процедуры.

В законодательстве Украины указанные такие меры по предупреждению банкротства: Владельцы имущества предприятия, учредители субъекта предпринимательства, который оказался неплатежеспособным должником, кредиторы и другие лица в рамках мероприятий по предотвращению банкротства указанного субъекта могут подать ему финансовую помощь в размере, достаточном для погашения его обязательств перед кредиторами, включая обязательства по уплате налогов и восстановление платежеспособности этого субъекта (досудебная санация).

Процедура признания должника банкротом включает в себя такие этапы:

  1. Проведение мер по предупреждению банкротства
  2. Санация должника до возбуждения дела о банкротстве
  3. Возбуждение дела о банкротстве должника
  4. Проведение распоряжения имуществом должника
  5. Санация должника
  6. Мировое соглашение (может быть подписано на любом этапе)
  7. Признание банкротом и открытие ликвидационной процедуры

Санация должника до возбуждения дела о банкротстве – система мероприятий по восстановлению платежеспособности должника, которые может осуществлять учредитель должника, собственник имущества должника, кредитор должника, другие лица с целью предотвращения банкротства должника путем принятия организационно хозяйственных, управленческих, инвестиционных, технических, финансово-экономических, правовых мер в соответствии с законодательством до открытия производства по делу о банкротстве.

Инициировать процедуру санации вправе должник или кредитор.

Процедуру санации должника может быть введено при наличии:

  • соответствующего письменного согласия собственника имущества должника;
  • соответствующего письменного согласия кредиторов, общая сумма требований которых превышает пятьдесят процентов кредиторской задолженности должника согласно данным его бухгалтерского учета;
  • плана санации, который должен быть письменно согласован всеми обеспеченными кредиторами и одобрен общим собранием кредиторов должника.

Производство по делу о банкротстве

Существует несколько порядков производства по делу о банкротстве.

Общий порядок предусматривает применение процедуры распоряжения имуществом с последующим переходом к процедурам санации, ликвидации или мирового соглашения.

Специальный порядок предусматривает привлечение к участию в деле дополнительных участников, продления сроков санации, совпадения процедур распоряжения имуществом и санации.

Упрощенный порядок применяется при ликвидации банкрота без применения процедур распоряжения имуществом и санации.

Также в законодательстве определены судебные процедуры, применяемые к неплатежеспособному должнику. К таким процедурам относят:

  • распоряжение имуществом должника;
  • мировое соглашение;
  • санация (восстановление платежеспособности) должника;
  • ликвидация банкрота.

Распоряжение имуществом должника

Под распоряжением имуществом понимается система мероприятий по надзору и контролю за управлением и распоряжением имуществом должника с целью обеспечения сохранения, эффективного использования имущественных активов должника, проведения анализа его финансового положения, а также определение следующей оптимальной процедуры (санации, мирового соглашения или ликвидации) для удовлетворения в полном объеме или частично требований кредиторов.

Процедура распоряжения имуществом должника вводится сроком на 115 календарных дней и может быть продлена хозяйственным судом по мотивированному ходатайству распорядителя имущества, комитета кредиторов или должника не более чем на 2 месяца.

После назначения распорядителя имущества и к прекращению процедуры распоряжения имуществом органы управления должника не имеют права без согласия распорядителя имущества принимать решения о:

  • реорганизации и ликвидации должника;
  • создание юридических лиц или об участии в других юридических лицах;
  • создание филиалов и представительств;
  • выплату дивидендов;
  • проведение должником эмиссии ценных бумаг;
  • выход из состава участников должника юридического лица и т.д.

В итоговом заседании суда по процедуре распоряжения имуществом должника осуществляется переход к следующей судебной процедуре (процедура санации, ликвидации, мирового соглашения) или закрывается производство по делу.

В этом заседании хозяйственный суд по предложению распорядителя имущества должника и на основании решения собрания кредиторов принимает одно из следующих судебных решений:

  • определение о введении процедуры санации и утверждение плана санации;
  • определение о введении процедуры санации и обязательства управляющего санацией подготовить план санации;
  • постановление о признании должника банкротом и открытия ликвидационной процедуры;
  • определение о прекращении производства по делу о банкротстве;
  • решение о продлении срока внешнего управления и отложения итогового заседания суда в пределах предельного срока, определенного законодательством.

Санация должника

Под санацией понимается система мероприятий, осуществляемых во время производства по делу о банкротстве с целью предотвращения признания должника банкротом и его ликвидации, направленная на оздоровление финансово-хозяйственного положения должника, а также удовлетворение в полном объеме или частично требований кредиторов путем реструктуризации предприятия, долгов и активов или изменения организационно-правовой и производственной структуры должника.

Хозяйственный суд по ходатайству комитета кредиторов выносит определение о введении процедуры санации сроком на 6 месяцев. По мотивированному ходатайству руководителя санации или комитета кредиторов этот срок может быть продлен хозяйственным судом, но не более чем на 12 месяцев.

С момента вынесения решения о введении процедуры санации:

  • руководитель должника освобождается от должности в порядке, определенном законодательством;
  • управления должником переходит к управляющему санацией;
  • останавливаются полномочия органов управления должника — юридического лица по управлению и распоряжению имуществом должника, полномочия органов управления передаются управляющему санацией, за исключением полномочий, предусмотренных планом санации.

Органы управления должника в течение 3-х дней со дня принятия решения о введении процедуры санации и назначения управляющего санацией обязаны осуществить передачу управляющему санацией бухгалтерской и другой документации должника, его печатей, штампов, материальных и других ценностей.

Официальное обнародование сообщения о введении процедуры санации осуществляется на официальном сайте Высшего хозяйственного суда Украины в сети Интернет. Такое сообщение содержит характеристики и тип производства должника, суммы кредиторской задолженности, срок подачи заявок инвесторами, который не может превышать 2-х месяцев, и тому подобное.

В течение 3-х месяцев со дня вынесения решения о санации должника управляющий санацией в случаях, предусмотренных настоящим Законом, обязан представить суду разработан и одобрен комитетом кредиторов план санации должника.

План санации должен содержать мероприятия по восстановлению платежеспособности должника, должен предусматривать срок восстановления платежеспособности должника и обязательно должен предусматривать обеспечение погашения задолженности по выплате заработной платы.

Также нужно отметить, что план санации может содержать условия о:

  • исполнение обязательств должника третьими лицами;
  • удовлетворение требований кредиторов другим способом, не противоречащим законодательству;
  • возмещения средств, затраченных на проведение собраний акционеров и заседаний органов управления должника в соответствии с законодательством.

Хозяйственный суд утверждает одобрен и согласован план санации должника и выносит определение об утверждении плана санации.

Если в течение 6 месяцев со дня вынесения решения о санации в хозяйственный суд не будет представлен план санации должника, хозяйственный суд вправе принять решение о признании должника банкротом и открытия ликвидационной процедуры в соответствии с законодательством.

За 15 дней до окончания срока проведения процедуры санации, определенного планом санации, а также при наличии оснований для досрочного прекращения процедуры санации управляющий санацией обязан предоставить комитету кредиторов письменный отчет и сообщить членов комитета кредиторов о времени и месте проведения заседания комитета кредиторов.

По результатам рассмотрения отчета управляющего санацией комитет кредиторов принимает решение об обращении в хозяйственный суд с ходатайством о:

  • прекращении процедуры санации в связи с выполнением плана санации и восстановлением платежеспособности должника;
  • прекращении процедуры санации, признание должника банкротом и открытия ликвидационной процедуры;
  • прекращении или продолжении процедуры санации и заключения мирового соглашения.

Ликвидационная процедура

В случаях, предусмотренных законодательством, суд в судебном заседании с участием сторон принимает постановление о признании должника банкротом и открывает ликвидационную процедуру сроком на 12 месяцев.

Со дня принятия хозяйственным судом постановления о признании должника банкротом и открытия ликвидационной процедуры прекращаются полномочия органов управления банкрота по управлению банкротом и распоряжение его имуществом, если это не было сделано ранее, руководитель банкрота увольняется с работы в связи с банкротством предприятия, а также прекращаются полномочия собственника (собственников) имущества банкрота.

С целью выявления кредиторов с требованиями по обязательствам должника, признанного банкротом, возникшие во время проведения процедур банкротства, осуществляется официальное обнародование сообщения о признании должника банкротом и открытия ликвидационной процедуры на официальном сайте Высшего хозяйственного суда Украины в сети Интернет.

Собственник имущества (орган, уполномоченный управлять имуществом) должника в любое время до окончания конкурса вправе одновременно удовлетворить все требования конкурсных кредиторов в соответствии с реестром требований кредиторов или предоставить должнику денежные средства, достаточные для удовлетворения всех требований кредиторов.

В постановлении о признании должника банкротом и открытия ликвидационной процедуры хозяйственный суд назначает ликвидатора банкрота. По ходатайству ликвидатора, согласованным с комитетом кредиторов, хозяйственный суд назначает членов ликвидационной комиссии.

В состав ликвидационной комиссии банкрота включаются представители кредиторов, уполномоченное лицо учредителей должника, финансовых органов и профсоюзов, а в случае необходимости — также представители специально уполномоченного центрального органа исполнительной власти по делам надзора за страховой деятельностью, Антимонопольного комитета Украины, органа, уполномоченного управлять государственным имуществом, и представитель органов местного самоуправления.

Имущество, подлежащее реализации в ликвидационной процедуре, оценивается ликвидатором. При продаже имущества банкрота на аукционе стоимость имущества, определяемая ликвидатором, является начальной стоимостью.

После проведения инвентаризации и оценки имущества ликвидатор осуществляет продажу имущества банкрота следующими способами:

  • проведения аукциона;
  • продажей непосредственно юридическому или физическому лицу.

Ликвидатор обеспечивает надлежащее оформление, упорядочение и хранение всех, в том числе финансово-хозяйственных, документов банкрота в течение ликвидационной процедуры.

До вынесения хозяйственным судом определения о ликвидации юридического лица — банкрота ликвидатор обязан обеспечить сохранность архивных документов банкрота, и по согласованию со специально уполномоченным центральным органом исполнительной власти в сфере архивного дела и делопроизводства или уполномоченным им архивным учреждением определить место дальнейшего их хранения.

По итогам ликвидационной процедуры Суд выносит определение о ликвидации юридического лица.

Мировое соглашение

Под мировым соглашением в деле о банкротстве понимается договоренность между должником и кредиторами относительно отсрочки или рассрочки, а также прощение (списание) кредиторами долгов должника, которая оформляется путем заключения соглашения между сторонами.

Мировое соглашение может быть заключено на любой стадии производства по делу о банкротстве. В процедуре распоряжения имуществом должника мировое соглашение может быть заключено только после выявления всех кредиторов и утверждения хозяйственным судом реестра требований кредиторов.

Мировое соглашение может быть заключено только относительно требований, обеспеченных залогом, требований второй и последующих очередей удовлетворения требований кредиторов.

В случае если условия мирового соглашения предусматривают рассрочку, отсрочку или прощение (списание) долгов, а также их части, орган взыскания обязан согласиться с удовольствием части требований по налогам, сборам (обязательным платежам) на условиях такого мирового соглашения с целью обеспечения восстановления платежеспособности предприятия. При этом налоговый долг, возникший в срок, предшествовавший 3 полным календарным годам до дня подачи заявления о возбуждении дела о банкротстве в хозяйственный суд, признается безнадежным и списывается, а налоговые обязательства или налоговый долг, возникшие в срок в течение 3 последних перед днем ​​подачи заявления о возбуждении дела о банкротстве в хозяйственный суд календарных лет, рассрочивается (откладывается) или списывается на условиях мирового соглашения. Указанное мировое соглашение подписывает руководитель соответствующего органа доходов и сборов по месту нахождения должника.

Не подлежит прощению (списанию), отсрочке или рассрочке по условиям мирового соглашения задолженность по заработной плате перед работающими и уволенными работниками банкрота, денежные компенсации за неиспользованные дни ежегодного отпуска и дополнительного отпуска работникам, имеющим детей, другие средства, причитающиеся работникам в связи с оплачиваемым отсутствием на работе, а также выходного пособия, причитающейся работникам в связи с прекращением трудовых отношений. Также не подлежит прощению (списанию) по условиям мирового соглашения задолженность от уплаты страховых взносов на общеобязательное государственное пенсионное страхование и прочее социальное страхование, неиспользованных и своевременно не возвращенных средств Фонда социального страхования Украины.

Такое соглашение заключается в письменной форме и подлежит утверждению хозяйственным судом, о чем указывается в постановлении хозяйственного суда о прекращении производства по делу о банкротстве. Она вступает в силу со дня ее утверждения хозяйственным судом и является обязательным для должника (банкрота), кредиторов, требования которых обеспечены залогом, кредиторов второй и последующих очередей.

Мировое соглашение должно содержать положения о:

  • размеры, порядок и сроки выполнения обязательств должника;
  • отсрочку рассрочку или прощение (списание) долгов или их части.
  • исполнение обязательств должника третьими лицами;
  • удовлетворение требований кредиторов другими способами, не противоречащими закону.

Мировое соглашение в течение 7 дней со дня принятия комитетом кредиторов решения о ее заключении одобряется обеспеченными кредиторами. Для одобрения мирового соглашения требуется согласие всех обеспеченных кредиторов.

Сторона мирового соглашения в течение 5 дней со дня заключения мирового соглашения должна подать в хозяйственный суд заявление о его утверждении.

ВСЕГДА ВАМ РАДЫ!

Юридическая компания
«ВИКТОРИЯ ЮРБИЗНЕС ГРУПП»
Киев, ул. Круглоуниверситетская 7;
тел. (044) 361-34-63,
(067) 549-57-10
emailvika.ubg@gmail.com
веб сайт: 
https://www.viktoria-group.com.ua